+7 495 580-71-86
+7 495 580-71-87
История НПО «Молния»
Научно-производственное объединение (НПО) «Молния» основано 26 февраля 1976 года в качестве головного предприятия Министерства авиационной промышленности СССР для создания планера орбитального космического корабля многоразового использования «Буран». Предприятие создано на базе трех конструкторских бюро – «Молния», «Буревестник» и Экспериментального машиностроительного завода. В качестве основной производственной площадки был выбран Тушинский машиностроительный завод. Генеральным директором и главным конструктором НПО «Молния» назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, работавший в то время над проектом авиационно-космической системы «Спираль».
Вместе с ним из КБ Микояна «Зенит» и из ОКБ «Радуга» пришло более ста человек, так же принимавших активное участие в работах над «Спиралью». Помимо них были приглашены специалисты из КБ «Салют», НПО «Энергия», ЦНИИмаш и других ракетных и авиационных предприятий.
Орбитальный корабль "Буран" в сборочном цехе и во время статических испытаний
Конструирование и разработка всего необходимого оборудования для первого советского космического планера велась с 1976 по 1980 год. Затем в цехах Тушинского машиностроительного завода началась сборка и заводские испытания опытных космических кораблей. Помимо создания непосредственно космического корабля специалисты предприятия решили так же целый ряд важнейших вопросов, в частности: способы транспортировки ракетоплана и ракеты-носителя «Энергия» на космодром; разработка многоразовой эффективной теплозащиты для космического корабля; создание системы автоматической посадки. Со всеми задачами конструкторы и инженеры НПО «Молния» успешно справились.
Первый полномасштабный экземпляр «Бурана» был готов к 1984 году. В том же году орбитальный планер был доставлен на космодром Байконур, где начались его аэродромные и летные испытания.
Г.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки "Бурана"
правительственной делегации во главе с министром обороны
маршалом Д.Ф. Устиновым (четвертый слева)
15 ноября 1988 года состоялся первый полет «Бурана». Стартовав с помощью ракеты-носителя «Энергия», ракетоплан успешно вышел на орбиту и, совершив два витка вокруг Земли, произвел высокоточную посадку на аэродроме «Юбилейный». Весь полет занял 205 минут и проходил полностью в автоматическом режиме с использованием бортовых вычислительных комплексов. В дальнейшем запуски планировалось сделать так де и пилотируемыми, для управления кораблем были отобраны и обучены экипажи, состоящие из командира и второго пилота.
ОК "Буран" и ракета-носитель "Энергия" перед стартом. Космодром "Байконур". Ноябрь 1988 г.
Старт! Космодром "Байконур", 15 ноября 1988 г.
Приземление на аэродроме "Юбилейный", 15 ноября 1988 г.
После успешного запуска системы «Энергия» - «Буран» на предприятии продолжились работы по созданию проекта многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Согласно замыслу конструкторов, небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», после чего с помощью собственных двигателей выходит на орбиту, совершает маневры и самостоятельно возвращается на Землю.
АН-225 "Мрия" и "Буран"
Помимо космической программы на предприятии развивалось и военное направление – были спроектированы и созданы ракеты-мишени различных модификаций, предназначенных для отработки боевых навыков войск ПВО.
Ракеты-мишени
В настоящий момент НПО «Молния» входит в состав концерна «Калашников». На предприятии продолжаются инженерные и конструкторские работы по созданию и совершенствованию ракет-мишеней. Ведутся разработки авиационно-космической направленности.
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский
(25.12.1909-28.11.2001)
Выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик, вице-президент Российской инженерной академии, Генеральный конструктор НПО «Молния». Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии СССР, награжден Международной медалью имени Эйгена Зенгера. Вошёл в историю, как основатель авиакосмического направления в нашей стране и мире, «патриарх крылатого космоса».
Родился в г. Киев. После окончания трудовой школы в г. Кременчуг поступил в профтехшколу на специальность слесаря, а затем в Харьковский механико-машиностроительный институт. После его окончания в 1930 году работал инженером-расчетчиком на Харьковском турбогенераторном заводе. Принимал участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности. С 1932 по 1940 работал над проектом паротурбинной установки для тяжелого бомбардировщика А. Н. Туполева.
Перейдя в 1941 г. на работу в ОКБ Микояна, Г. Е. Лозино-Лозинский занялся разработкой проектов различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. Под его руководством и при непосредственном участии проходило освоение силовых установок нового типа, в том числе комбинированных. Первая отечественная форсажная камера была разработана именно для поршневого двигателя, существенно улучшив его скоростные характеристики. МиГ-17 был оснащен первой в нашей стране серийной форсажной камерой, разработанной под руководством Лозино-Лозинского в сотрудничестве с ЦИАМ, увеличивавшей тягу двигателя на 30%.
В ОКБ Микояна Глеб Евгеньевич возглавлял работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой с целью повышения эффективности всей силовой установки. Результатом стал МиГ-19 - первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Его заменил лучший истребитель своего времени МиГ-21, оснащенный лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. За участие в разработке истребителя-перехватчика МиГ-25 Г. Е. Лозино-Лозинский был удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда.
В 1965 г. Лозино-Лозинский занялся разработкой аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль». Он представлял собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки: 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик и стартующий с его спины на высоте 28-30 км пилотируемый орбитальный самолет длиной 8 м и размахом крыла 7,4 м.
В 1971 г. Глеб Евгеньевич назначается Главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31. Самолет предназначался для использования в системе ПВО страны, был способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами воздушных целей в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.
Г. Е. Лозино-Лозинский принимал самое непосредственное участие и в создании фронтового истребителя МиГ-29: в 1972 г. на заседании объединенного Научно-технического совета Министерства авиационной промышленности и ВВС, на котором рассматривалось состояние работ по перспективным истребителям, именно Глеб Евгеньевич в докладе представил проект истребителя, впоследствии получившего наименование МиГ-29.
В 1974 г. в СССР начинаются работы по тяжелой транспортно-космической системе с многоразовым орбитальным кораблем. Крылатый космический корабль невозможно сделать без Минавиапрома, а среди авиаторов сделать это может только Лозино-Лозинский с его уникальным опытом работы над «Спиралью».
Для создания планера орбитального корабля «Буран» на базе трех КБ в 1976 г. было образовано специализированное предприятие - Научно-производственное объединение (НПО) «Молния», ставшее головным по разработке планера орбитального корабля «Буран». Созданное НПО возглавил Г. Е. Лозино-Лозинский - генеральный директор и Генеральный конструктор.
Опыт работы над «Спиралью» значительно облегчил и ускорил создание «Бурана». В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных этому кораблю: в состав ОК входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, скомпонованных в более чем 50 бортовых систем, объединенных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 сборок кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей. Главным результатом напряженных многолетних усилий стал триумфальный двух-витковый беспилотный полет «Бурана» с автоматической посадкой 15 ноября 1988 года.
Под руководством Глеба Евгеньевича разрабатывались многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС), проекты легких многоцелевых самолетов «Аист-2» и «Молния», семейство самолетов-трипланов и т.д.
Глеб Евгеньевич был фанатично предан своему делу. О нем говорили как о человеке с могучим интеллектом, уникальной памятью и умением мыслить. Крайне непритязательный в быту, он был очень требователен, в первую очередь к себе, при выполнении поставленных задач. Как вспоминали его современники: «Для него обычно не существовало суббот и воскресений без мыслей о работе и без планирования новых разработок и экспериментов. Такой же самоотверженности Лозино-Лозинский требовал и от своих подчиненных».